?

Log in

Астролог Михаил Аквилин приветствует вас в своем блоге!
Здесь вы можете прочесть мои астрологические прогнозы
Традиционная китайская медицина. Исторический обзор 
20-ноя-2010 04:26
беркут, aquila


В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную.
Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии "Весеннего и осеннего периодов" (770-476 гг. до н.э.) и "Враждующих империй" (475-221 гг. до н.э.),в Китае существовала запись труда по медицине, книга "Нэй-цзин". Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. "Нэй-цзин" может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа То более тысячи семисот лет назад. Хуа То, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь "Ма-фэй-сан". Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд "Рассмотрение различных болезней от воздействия холода", в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков. Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника "Бэн-Цзяо-Ган-Му". В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга "Новая книга о прививках против оспы" (Чжун-тоу Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.

В целом китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Дин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии "Бэн-Цзяо-Ган-Му" была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.


О сущности китайской медицины

Основными признаками, отличающими медицину Китая от современной западной медицины, являются:

1. Рассмотрение человека в качестве единого целого
2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов.
3. Признание целостности взаимоотношения между человеком и природой.

Под понятиями "диалектическая" и "диалектика" подразумевается основывающийся па древнекитайском складе мышления инь-ян метод, состоящий в том, что болезнь выявляется путем сопоставления противоречий в смысле. Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цан-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Цзин-ло). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма.

В области диагностики болезней китайская медицина использует:

1. Четыре метода исследования (Си-чжэнь).
2. Восемь руководящих принципов (Ба-ган).
3. Синдромы плотных и полых органов, шести каналов, вэй, ци, инь и крови.
4. Синдромы трех обогревателей.

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип "лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь". Основным правилом лечения является "устранение причины заболевания". К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.


Отношения между западной и традиционной китайской медициной

Прежде всего, следует указать на то общее, что присуще традиционной китайской и современной западной медицине. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что теоретическая система китайской медицины, без сомнения, ориентируется на ту же действительность, которой занимается и западная медицина, а именно на человеческий организм. Болезни выглядят в Китае точно так же, как на Западе.

Пациенты страдают и страдали ранее теми же заболеваниями с теми же симптомами, чему неоднократно находятся исторические подтверждения. Кроме того, существуют обстоятельства научно-теоретического и практического порядка, указывающие на то, что в основе традиционной китайской и современной западной медицины лежит одна и та же реальность.

В качестве причин более разносторонней дифференциации методов непосредственного обследования больного в Древнем Китае следует назвать культурные и исторические условия. Ранее для китайской женщины считалось неприличным показываться врачу в обнаженном виде. Поэтому китайские медики были вынуждены ограничиваться при оценке внутренних изменений диагностикой на основании состояния языка, глаз и пульса. Этому простому факту обязаны мы сегодня наличием доведенной до совершенства китайской диагностики.

Сходство двух медицин видно из сравнения основных глав западного учебника дифференциальной диагностики внутренних болезней с основными главами учебника традиционной китайской медицины, посвященными той же теме. В целом, и в китайской, и в западной диагностике речь идет об одних и тех же категориях распознавания болезней. В первую очередь при непосредственном обследовании больного и в китайской, и в западной медицине проверяются одни и те же функции. Связанная с применением специальной аппаратуры, рассчитанная на использование технических средств диагностика западной медицины осуществляет, кроме того, проверку многочисленных параметров согласно требованиям современных естественных наук, т.е. с соблюдением принципов точности, однозначности, количественного выражения показателей, логической взаимосвязи, возможности проверки полученного результата и объективности, что позволяет получить большую надежность результата исследования больного. Однако в любом случае - и это следует всегда иметь в виду - китайский врач, пользующийся приемами традиционной медицины, сталкивается в своей повседневной работе с той же действительностью, что и его современный западный коллега.

Если обратить взгляд в глубь истории, то можно найти еще большие параллели между китайской и западной медициной. Последняя вплоть до введения естественно-научной методологии приблизительно двести пятьдесят лет назад также имела и в области теории феноменологический характер, как и традиционная китайская медицина. Древнеевропейская медицина имеет поэтому некоторые параллели с традиционной китайской медициной. Ранняя западная медицина оперировала, как и традиционная китайская, в основном качественными показателями, была проникнута идеей единства человеческого организма и исходила из диалектических предпосылок. Эти признаки исчезли из западной медицины с введением современной естественнонаучной методики, явившейся следствием философии Декарта и его учеников.

Решающее различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система врачевания начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся практические мероприятия лечебного характера. Западный же медик начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые он рассчитывает понять явления в целом. Он использует противоположный путь.


Традиционная китайская медицина в качестве модели "новой медицины" на Востоке и на Западе

С полным основанием в наше время происходит соединение традиционной китайской медицины с методами современной научной медицины. Ибо только таким образом может быть обеспечена полная терапевтическая безопасность для пациента.

Решение проблемы заключается не в выборе по принципу "или-или", а в сочетании обеих медицин. Мао Цзэдун поставил для Китая задачу объединить китайскую и западную медицину во имя всеобщего блага и поднять при этом китайскую медицину на более высокую ступень. Это как раз то, что требуется в настоящее время. К тому же настало время подвергнуть критическому анализу также и методы современной западной медицины. Полученные в Китае результаты применения иглоукалывания и прижигания (акупунктура) вообще не были поняты на Западе и потому не могли быть использованы. Отклонение или принижение "акупунктуры" со стороны официальных медицинских организаций на Западе является выражением не склонного к анализу системного мышления. Такое мышление является угрозой не только для традиционной китайской медицины на Западе, но и для самой современной западной медицины. Характерной особенностью этого типа мышления является конструирование действительности вместо ее отражения. При этом медицина подвергается опасности быть превращенной в голую карикатуру. Это происходит в западных врачебных практиках и клиниках там, где вместо пациента лечат только желудок, опухоль, желчный пузырь, струму или кровяное давление, т.е. изгоняют целое в пользу частного, низводя больного до уровня простого симптома.

Имеются многочисленные болезни, перед которыми современная западная медицина оказывается в значительной степени бессильной. В их число входят: мигрень, бронхиальная астма, боли в суставах ревматической этиологии, эпилепсия, хронические дерматозы, глаукома, некоторые случаи стерильности у женщин, нарушения сна, ночное недержание мочи, хронические болевые состояния и т.д. Пациенты, страдающие этими заболеваниями, зачастую ходят в западных странах от одного врача к другому, но все меры медицинского характера оказываются безуспешными. При отсутствии положительного эффекта лечения следует исходить из того, что при этом речь идет о случаях, когда теоретическая модель, которую врач положил в основу своих действий, оказалась несостоятельной. Во всех этих случаях необходимо поэтому применять иную теоретическую модель, позволяющую медику оказаться на высоте требований, предъявляемых к нему комплексом элементов, составляющих реальность соответствующей болезни. Очевидно, что многие западные врачи еще не дошли до признания этого факта. Несмотря на то, что многие больные на Западе излечились с помощью китайской иглотерапии и не нуждаются более в приеме лекарств, что дает в дальней перспективе большую экономию средств, в глазах западной медицинской науки это все еще считается своего рода примитивной магией, а пациент, излеченный таким путем, рискует вызвать подозрение в психической неполноценности или рассматривается как отсталый экземпляр семейства млекопитающих, называемых человеком. На самом же деле в данном случае следует говорить об отсталости медицины Запада. Это она постоянно упускает из вида необходимость корректировать свою теорию, приводя ее в соответствие с практикой.

Таким образом, китайская медицина нуждается сегодня в западной медицине и ее методике, чтобы достигнуть полной научности, читай: полной терапевтической надежности. С другой стороны, западная медицина во всевозрастающей степени нуждается в привитом с помощью китайской медицины диалектическом мышлении и понимании того, что можно было бы обозначить философским понятием "единства окружающей действительности". Эта новая медицина явилась бы результатом диалектического процесса, при котором из современной западной медицины в качестве тезиса и традиционной китайской медицины в качестве антитезиса возникнет новая медицина.


Источник

К.Шнорренбергер "Учебник китайской медицины для западных врачей" Под научной редакцией В.Н.Цибуляка и О.И.Загорулько, Санкт-Петербург, 2001
Комментарии 
27-дек-2010 01:06
Что касается схожести китайской и европейской медицины трёхсотлетней давности, то можно согласиться. И то, лишь отчасти. Странным кажется, что несмотря на свою "изощрённость" китайцы никак не могли додуматься до понимания физиологической роли нервной системы, не говоря уже о принципах кровообращения. Ещё сто пятьдесят лет назад в Европе лечили так, что иногда лучше было бы обойтись без такого лечения. Сегодня же "китайскую медицину" можно воспринимать лишь как курьёз, не более. Какой уж там синтез с европейской... Единственная причина, по которой говорят о альтернативной медицине - потому что это дёшево: не надо ни квалифицированного персонала, ни дорогостоящей аппаратуры.
27-дек-2010 01:20
Китайская цивилизация в определенный момент начала стагнировать, а потом и деградировать. Медицина - часть цивилизации, так что нет ничего удивительного в том, что развитие китайской медицины в определенный момент остановилось.

Насчет курьеза - с помощью этого курьеза я неоднократно и успешно оказывал помощь в различных острых состояниях. А однажды мне удалось быстро остановить развитие бурной анафилактической реакции. Если бы я, вместо того, чтобы сразу начать воздействовать на акупунктурные точки, начал возиться со шприцем и препаратами, упустил бы время.
27-дек-2010 02:31
Если бы я, вместо того, чтобы сразу начать воздействовать на акупунктурные точки, начал возиться со шприцем и препаратами, упустил бы время.сдаётся мне, что Вы пристрастны. Зачем возиться со шприцами?)С ними управляются очень быстро) Да и уверены ли Вы, что "реакцию" прекратило иглоукалывание?
Может, она сама по себе прекратилась?)
Для купирования боли я сам её использовал. А вот остальное сомнительно...
27-дек-2010 02:52
Дело было в армии. Чтобы что-то предпринять, надо было вскрыть опечатанную аптеку и найти там адреналин - он хранился только там, потому что наркоманы незадолго до этого украли упаковку норадреналина из расположении санчасти. Предполагаю, что начмед спрятал там много чего не только от наркоманов, но и от меня, так что поискать пришлось бы. Реакция пострадавшего была на пенициллин, разведенный новокаином, развивалась стремительно, и действовать пришлось тоже быстро. Все произошло в течение 1 минуты: внезапная потеря сознания, судороги, хрипы; через 10-15 секунд после интенсивного воздействия на точку жень-чжун пострадавший расслабился и быстро пришел в себя. Воздействовал не иглой, в большим пальцем руки, потом небольшой шрамик остался на лице.

Если это была не анафилактическая реакция, то что? И вы думаете, что реакция прекратилась бы сама?
24-май-2011 14:19
спасибо, пригодилось для курсача по культурологии %)
This page was loaded фев 23 2017, 4:47 am GMT.